воскресенье, 9 августа 2015 г.

Краткая и почти научная история позвоночника


Простой подход к сложным вещам



Расскажу-ка я об этом деле в стиле научной сказки.
А то, как-то боюсь, что все заснут уже в середине истории.

Ну, так вот...

Сначала были клетки. И были они неподвижные и вечноголодные. И прознали клетки, что где-то в заморских краях есть много еды. И стали клетки отращивать себе ложноножки, чтобы хоть как-то переместиться в эти дивные изобильные места.

И изменили клетки свою форму, и обрели способность к передвижению. И стали они активно заниматься поисками еды. И поняли, что не нужны им заморские кисельные берега, так как и у себя под носом можно было много чего съесть.

Но были клетки разные. Были те, кому хватало солнечного света. А были и те, кто питался своими собратьями.

И посмотрели на травоядных собратьев хищные клетки, и поняли, что надо им теперь бегать ещё быстрее. И оперативно приняли они решение обзавестись чем-то покруче, чем ложноножки. И посовещавшись, пришли хищники к резолюции, что жизненно необходимо создать некий центральный орган, который организовывал бы и направлял всю двигательную деятельность.



И стали таким центром головной мозг и нервная система. Только вот поскольку эти штуки оказались очень хрупкими, то их надо было продвинутым организмам взять под защиту. Так образовался костный позвоночник.

Требований к нему было немного: защищать главный пульт управления и не мешать хозяину пульта, жить в своё удовольствие.

Костная структура позволила укрыть нервную систему, а блочная конструкция сохранила общую подвижность хозяина.

Так образовались рыбы. Их позвоночник прямой и совершает в основном боковые действия – движения вправо или влево. Этого вполне хватает для комфортного плаванья.



Но вот в море-океяне стало тесновато, и отдельные рыбы решили переместиться наружу. И хищников поменьше и на еду конкуренции нет.

Первичные земноводные также имели (и имеют до сих пор) боковую направленность движений в позвоночнике. И далеко они от воды не отходили, а поэтому и необходимости отрывать живот от земли не было.

Правда была тут проблемка. Не видно с живота далеко. Воздух не вода. Да и земля, не море. Тут и камни имеются и подъёмы.

Вот и пришлось первопроходцам отращивать что-то, что приподняло бы их выше. И оказалось, что еду так разглядывать проще, да и противника видно заранее издалека.

Только вот с позвоночником незадача поначалу получилась. На прямую «палку» сила тяжести действует со своим максимальным значением. И самой слабой зоной тут оказывается средняя часть конструкции. Так и норовила прогнуться вниз.

В общем, пришлось земноводным сгорбиться. Непривычно, конечно, но что поделаешь. И ходили они с таким "горбом", и бегали, да и плавали тоже. И стал этот "горб" их отличительной особенностью. Да и привыкли они к нему. На прямой хребет, как на отсталость стали смотреть.



Так образовался первичный изгиб позвоночника у наземных животных. И кстати, у человека этот первичный изгиб формируется непосредственно в период внутриутробного развития. Вот что значит привычка эволюции.

А если идти совсем глубоко, и вспомнить архитектуру, то мы увидим, что арочные конструкции переживают века гораздо лучше, чем прямолинейные.

Например, римляне использовали арки. А греки и египтяне – прямолинейные перекрытия. И чьих сооружений на сегодня сохранилось больше? Тех, у кого конструкции арочные.



Возвращаемся теперь обратно к позвоночнику.

Для рыб и змей не было особой разницы, где будет заканчиваться голова и начинаться туловище. А вот для земноводных, которым надо было смотреть по сторонам активнее, это стало принципиальным. Поэтому со временем органы дыхания сместились ближе к центру тела, и образовалась шея.

Шея позволила дать большую подвижность голове. Внедрение оказалось полезным. И появился вторичный изгиб позвоночника (в шейном отделе), который окончательно закрепился у ящериц и млекопитающих.



В эпоху к нам более близкую отдельные особи пошли по пути переноса веса тела на задние лапы. Это стало огромным скачкомвперёд.

Особенно с учётом того, что освобождение передних конечностей позволило притягивать предметы к себе. И, конечно же, это стояние на двух задних лапах не могло не отразиться на позвоночнике. Позвоночник постепенно выпрямился в поясничном отделе.



В случае же с человеком поясничный отдел приобрел изгиб. Это для того, чтобы удерживать тело в чётко вертикальном положении.

Поэтому наше строение для природы уникально. У нас есть и первичные изгибы (направленные назад – кифозы), и вторичные (направленные вперёд – лордозы).

Первичные – это изгибы грудного и крестцового отделов, вторичные – это изгибы шейного и поясничного отделов.



Как уже было сказано, первичные изгибы у человека приобретаются ещё в утробе матери. Дальше форма позвоночника меняется при рождении, когда голова проходит через узкие родовые пути.

Шейный изгиб приобретается только через 3-4 месяца после рождения. Именно к этому времени ребёнок может держать голову самостоятельно (до этого, при вертикальном расположении малыша, голову ему поддерживают окружающие).

Но окончательную свою форму позвоночник приобретает к тому моменту, когда ребёнок начинает сидеть самостоятельно.

Дальше ребёнок начинает ползать, готовя тем самым мышцы и позвоночник к работе в вертикальном положении. В тот момент, когда ребёнок встаёт на ноги, позвоночник постепенно выпрямляется в поясничном отделе.

К трём годам позвоночник начинает выгибаться вперёд. Но хорошо заметно это будет только к шестилетнему возрасту. Формирование окончательной же формы позвоночника происходит только после 10 лет.





Это что касается эволюции позвоночника. А вот к чему эта эволюция приводит на занятия по развитию гибкости – об это в другой раз.

Продолжение, как говориться, следует…

http://tracksport.ru/index.php/component/cobalt/item/24-kak-tr/393-evp?Itemid=0

Комментариев нет:

Отправить комментарий